Для души

Поучения оптинских старцев - в бесплатной рассылке      
         Знаменитый русский православный монастырь Оптина пустынь на своём официальном сайте предлагает всем желающим подписаться на бесплатную рассылку поучений оптинских старцев. Для этого нужно зайти на сайт по следующей ссылке:
                                 http://www.optina.ru/sms/
         Монастырь расположен недалеко от города Козельска Калужской области. По преданию, основан он был в конце 14-го века раскаявшимся разбойником по имени Опта. В 1821 году здесь был устроен скит, где селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, долгие годы проведшие в полном уединении. И к монастырю потянулись со всей России страждущие, Оптина стала одним из духовных центров страны.
         В советское время Оптина пустынь была закрыта. Русской церкви она была возвращена лишь в 1987 году.
         На сайте можно узнать  об оптинских старцах, прочесть их Жития, письма, поучения, посмотреть фотографии, послушать духовные беседы.
"Не ужасайтесь скорбей - сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них; мы вольных трудов не несём, то Бог невольными к себе привлекает" (преподобный Макарий Оптинский)

 Для любителей классической музыки

Уже довольно давно я наткнулась на сайт  http://classic-online.ru
И с тех пор нередко на нём "зависаю". Два больших раздела - "Композиторы" и "Исполнители" позволяют выбрать музыку любой страны, любой эпохи и любого направления, концерты любого исполнителя, музыкального коллектива, посмотреть фильмы о композиторах и исполнителях и их мастер-классы. Достаточно сказать, что на сайте представлено творчество более 2000 композиторов, 5000 исполнителей и 50000 аудио и видео файлов, чтобы представить возможности, которые вам предоставлены. Во многих случаях одно и то же произведение дано в интерпретации нескольких исполнителей, - это для самых тонких ценителей, умеющих расслышать разницу трактовки одного произведения разными музыкантами.
Денис Мацуев играет экспромт Франца Шуберта

Это видео скачано с youtube.com, но оно же есть и на http://classic-online.ru. Но на последнем для скачивания нужно регистрироваться, а меня пока устраивает онлайн-прослушивание.



"А снег идёт..."

Поместив ролик С. Никитина с его песней на стихи Б.Пастернака "Снег идёт", я тут же вспомнила другую песню с похожим названием - "А снег идёт", которую пела когда-то Майя Кристалинская своим чудесным мягким и чистым голосом...



И вот эта "Песенка о счастье" - тоже в исполнении Майи Кристалинской, чем-то мне показалась созвучной первой...



"Не лукавьте!..

         Ах, какой замечательный романс с этим названием написал Александр Иванович Дюбюк, живший в 19 веке! Да и не один только этот, а ещё очень много чудесных маленьких шедевров! Сегодня на канале "Культура" прошла  очередная  передача из цикла "Романтика романса", посвящённая этому композитору. Прозвучал и этот романс. Передача пока не попала в Интернет, а потому выкладываю другое исполнение, тоже весьма очаровательное.



А вот ссылка на всю передачу от 15.12.12. Вначале идёт анонс передач канала, а потом - музыка, голоса!!!  "Не лукавьте" мне понравился даже больше вышеназванного исполнения.  А  романс "Улица, улица, ты, брат, пьяна!" - колоритный В.Самсонов со своим бесподобным голосом просто замечателен... Вся музыка Дюбюка - сплошное очарование...

http://telepoisk.com/peredacha-tv-archiv/5545336/15-12-2012



"Песенка о добром человеке"
            Песня, которая сейчас не звучит даже в перепевах другими исполнителями, как это происходит со многими другими советскими песнями. А, может быть, кто-то и поёт её, но явно не на большой эстраде.
           Трудно представить, что у автора такой светлой песни - Станислава Пожлакова - судьба не была уж очень счастливой, а смерть можно назвать даже трагической: в одиночестве и болезни...


            А вот эта песня - "Память" - сейчас должна бы звучать на всех перекрёстках, о нас,  беспамятных, или с недоброй памятью, - помним и не прощаем обиды, огорчения, чьи-то мелкие пакости, но забыли о чём-то главном,  - может быть, о том, о чём пелось в первой песне?..



Хоровая музыка - это чудо!
В поисках новогодних песен я наткнулась на интересные хоровые коллективы "Пересвет" и Лик". Первый - это мужской хор, второй - смешанный, но исполняет многие произведения раздельными составами.
"Пересвету" в 2012 году исполнилось 15 лет. Это московский коллектив, в котором собраны певцы со всей страны: как говорит основатель и руководитель хора Д.В.Юденков, "от Таганрога до Приморского края". 11 молодых талантливых певцов с высшим музыкальным образованием называют "российским вокальным спецназом" и "виртуозами живого звука".
Д.В.Юденков:"Хор так назвали в 1996г. в честь Александра Пересвета, русского богатыря, героя Куликовской битвы. Мы выступаем как дружина, содружество, сообщество личностей. Хор, созданный при отделе Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами России, принимает участие в патриарших богослужениях, дает концерты в воинских частях и госпиталях. Мы активно работаем в жанре российской воинской песни от времен Минина и Пожарского, Петра Великого до наших дней. Сегодня часто выступаем на отечественных и международных фестивалях, на церемониях вручения престижных общественных наград и премий, в академических залах и на эстраде".

Камерный хор "Лик" старше "Пересвета" - он образован в 1990 г. как хор духовной музыки вТаганроге с целью пропаганды духовных песнопений русских композиторов. С годами в репертуаре коллектива появились светские произведения русской и зарубежной классики,     народные песни, джазовые обработки. На главной странице блога можно посмотреть видео с песней Е.Крылатова "Снежинка" в исполнении женской группы хора, а здесь - мужская группа поёт песню И.Николаева  "Силы небесные".


Ну, а в Новый год оба коллектива не прочь пошутить - конечно же, чисто по-музыкальному!



Новогодние игрушки нашего советского детства

Попробуй найти сейчас оригинальную игрушку на ёлку - одни шары! А может быть, я давно не пыталась это сделать? Последнее впечатление - иконная лавка Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге: вот где огромное их разнообразие - не шаров, ИГРУШЕК! Ну так туда попадёт далеко не каждый! А пока я ежегодно приношу из гаража коробку своих старых советских ёлочных игрушек и с грустью вижу, как их количество год от года уменьшается: уже нет замечательной головы Буратино, разбился будильник с вечным предновогодним временем 23.55, отломился кончик у сосульки, облезла краска с физиономии Луны... Но живы пока башня-маячок, избушка, какая-то птичка, ещё совушка, кукурузный початок...






        И такой же древний, как эти игрушки, Дед Мороз (Снегурка, как ей и положено, поновее), - шутка ли, ему не менее 55 лет, он стоит под нашей домашней ёлкой на фотографии от 15 января 1958г. рядом со мной (или я рядом с ним?). Только на фото - он чистенький, наверное, ещё новый, а сейчас - в пятнах клея с остатками ваты, которой мне однажды в детстве вздумалось его облепить...
С волнением, скрывать не стану
Игрушки старые достану:
      Не стёрся блеск ещё пока,
        Хотя пришли издалека!
                                 (Туда, скажу, друзья, вам сразу,
Нам, взрослым, путь уже заказан,
Хоть память бережно хранит
Картины детства...

Продолжение этого ностальгического стихотворения Галины Сафиулиной - здесь: http://www.chitalnya.ru/work/262882 
А если Вам лень его читать полностью - можно там же послушать его в исполнении  Розы Госман.


"Рождественская ночь"

Оказывается, у очень многих художников есть картины с таким названием,  и я в своих рождественских поисках наткнулась на сайт, где кто-то постарался собрать их если не все, то по возможности побольше. Не все мне понравились, но те, настроение которых нашло во мне отклик, я решила скопировать. Все художники - наши современники, работающие в разных стилях, это видно по картинам. Но у каждого - нечто своё, интересное...
 Григорий Слободянюк. Рождественская ночь.

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/rojdestvenskaya-noch/2264216


Анатолий Концуб. Рождественский ноктюрн.

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/rojdestvenskaya-noch/2264216

Елена Москалева. Рождественская ночь.

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/rojdestvenskaya-noch/2264216

 Лукьянов Виктор. Рождество. 2001
 Сергей Адеев. Ночь перед Рождеством.

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/rojdestvenskaya-noch/2264216


 Виктор Лукьянов. Рождественская ночь.

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/rojdestvenskaya-noch/2264216


Dean Morrissey. A Christmas Carol.


"Всего-то навсего - всех простить..."

            Это строка из песни, написанной монахиней и регентом церковного хора Свято-Елисаветинского монастыря в Минске Иулианией (Ириной Денисовой) на слова протоиерея Андрея Логвинова.  Об Ирине Денисовой сняты два документальных фильма - "Регент" и "Инокиня". Не стану  комментировать, думаю, каждый должен их сам посмотреть. Они есть на сайте "Православие без фанатизма", вот ссылка:
                             clubs.ya.ru/4611686018427424587/replies.xml?item_no=13200
            Кроме того, что она - регент хора, она ещё пишет музыку на церковные тексты и просто на стихи - с очень глубоким смыслом... 
           Эта запись мне очень понравилась ещё потому, что замечательны лица поющих!..


Всего-то навсего: полюби,
сердечком-свечечкой засветись!
Тогда, как рыба в речной глуби,
вверху увидишь иную высь.

Всего-то навсего - не суди,
как Бога сплюнувшая толпа.
Твое призвание впереди -
тобой нехоженная тропа.

Всего-то навсего: полюби,
Кого-то малого приголубь!
Тогда как вольный орёл в степи
Внизу увидишь иную глубь.

Всего-то навсего: не тужи,
что беды с горестями в судьбе:
Но благодарность в всю жизнь вложи
Тому, кто Жизнь подарил тебе.

Всего-то навсего - полюби,
Всего-то навсего - не суди,
Всего-то навсего - не грусти,
Всего-то навсего - всех прости!
А так песня звучит в фильме "Инокиня":



Вербное воскресенье
             Я сегодня смалодушничала - не поехала в храм, хотя накануне очень собиралась. За окном - снова снег и дождь  одновременно, холодно, слякотно, бр-р-р... Это, конечно, нехорошо, уж лучше бы не собиралась... 
            "Пошла" в Интернет - полезный и проклЯтый.
Как всегда яркий и праздничный Б.М.Кустодиев - "Вербный торг у Спасских ворот", нарисованный в 1917-м году. Наверное, последний раз Красная площадь видела такое у стен Кремля.

В.Г.Перов тоже верен себе - темновато-серо-коричневый колорит, и только намёк на улыбку на лице женщины да верба в руках, - нет, ещё, конечно, заснеженные купола вдалеке...

Художница С.И.Блонская - "Девочки. Вербное воскресенье" 1900-го года. Всё как в стихах А.Блока:
         "Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой..."

В натюрморте Будко В.Н. прямо физически ощущаешь первое тепло весны...

А у О.А.Денисенко Вербное воскресенье, наверное, в каком-то северном русском городе, уж больно зимний пейзаж. Хотя и у нас бывало снежно в апреле. Но тут дыхание зимы ещё побеждает... Как-то немножко сказочно...

Картина М.Лазаревой нарисована в 2004 году и хотя люди на ней в старинной одежде, кажется мне очень современной...

Про Л.Баранова узнала только благодаря этой картине: оказывается, у него целый цикл есть "Русская деревня", а внутри него можно целую историю увидеть про то, как "жили-были дед да бабка". Не удержусь и дам ссылочку:http://www.pravmir.ru/zhili-byli-ded-da-baba/ - загляните!

А здесь - само событие: Вход Господень в Иерусалим,  именно в этот день (художник В.Лукьянов).

 Н.М.Чернышов, "Верба распустилась". Одна девчушка вроде деревенская, две - вроде городские... А, может, всё не так...

"Сердце мое принадлежит Северу, с его резкими контрастами тепла и холода, льда, снега и воды, с его пушистыми зверями и нахохлившимися птицами, с его красивыми легендами и какой-то "морозной стерильностью", спокойствием", - так сам Н.Фомин о себе говорит. И мне кажется, что это чувствуется в его картине. Кстати, наш земляк - родился неподалёку от г.Лесной.

Знаменитый А.Шилов. Не знала, что у него целая галерея портретов монахов и монахинь, очень выразительных и реалистичных... Это - матушка Макария.




А ещё вчера на канале "Культура"!..

Это невозможно не послушать - лирические шедевры советского времени, послушать и попеть!.. К сожалению, не могу скопировать с этого сайта, но вот ссылка: http://www.zoomby.ru/watch/120380-romantika-romansa

Мне очень понравилась эта книга

         
    Когда-то, в первой половине 1980-х, мне довелось, как туристке, побывать на Соловецких островах и увидеть этот знаменитый монастырь, точнее, то, что от него осталось на тот момент, походить по дорогам, проложенным монахами ещё в 16 веке, подышать воздухом Белого моря. Таким - на этих чёрно-белых фотографиях - я увидела тогда этот
монастырь. Разруха, безрезультатные попытки восстановления, и - интереснейшая история, совершенно уникальная природа.
       С тех пор душу трогает всё, что касается этого уголка нашей страны. Поэтому, когда  узнала о книге Бориса Ширяева "Неугасимая лампада", то решила обязательно её прочесть.
Излишне говорить, что книга - о временах репрессий, это понятно и так, если знаешь, во что были превращены острова и монастырь. Причём речь идёт о середине 20-х годов, когда репрессии уже набирали силу, тогда как многие упираются только в 1937-й год, полагая, что если б не тот злосчастный год, всё
могло быть у нас по-иному. Ну да не об этом речь. Речь опять же о людях, как они жили и выживали (или умирали) в этих адских условиях, как одни оставались людьми, и чем могли, спасали и поддерживали ближних, а другие... Не хочу давать оценок, кто знает, как ты сам повёл бы себя в тех условиях. А ведь это было только начало, и, несмотря на зверства, там, до поры, до времени,  был и свой театр, и свой музей.
   Сейчас монастырь принадлежит православной церкви, там восстановлено всё или почти всё. Как хотелось бы вновь увидеть!..




Трудно сказать, что это для души...

      И даже очень трудно... Не в первый раз читаю я о временах репрессий в нашей стране. Вот и вышеназванная книга ("Неугасимая лампада") была о том же. Но в каждой узнаёшь нечто новое. Страшное и  невероятное о людях и тех обстоятельствах, в которые их загнала... судьба? В лице родного государства. Нет, это новое знание не умаляет любви к Родине в глобальном смысле. Но оно в очередной раз вызывает горькое сострадание к нашему народу и выводит очередное "розовое пятно" на тех "очках", через которые мы часто смотрим на наше советское прошлое. Нам просто повезло, что мы росли в 50-60-70-е годы 20-го века. Пусть не всё из прошлого было изжито, но мы называем наше детство счастливым без кавычек.      


Об Евфросинье Антоновне Керсновской я узнала из передачи православного радио, где читали отрывок из её воспоминаний. Этого хватило, чтобы заинтересоваться: "Почему я не слышала о ней раньше?" Нашла в Интернете - под очень многоговорящим названием: "Сколько стоит человек",  и вот читаю, с трудом отрываясь на дела. Сначала не было мысли делиться здесь впечатлением от этого чтения. Но чем дальше читаю, а точнее сказать - погружаюсь  с автором в бездну унижения, перенесённого ею вместе с огромной массой несправедливо осуждённых людей, да ТАКОГО унижения, какое нам сейчас кажется просто
неправдоподобным, тем невыносимее становится слышать и читать о тоске многих сограждан по тем временам. Ведь эту мясорубку - не военную! - прошли миллионы. И пока одни маршировали в белых одеждах по площадям с пением "Широка страна моя родная" (вообще-то любимейшая моя песня была с детства!), другие были рады на этапе подобрать замёрзший кусок хлеба с крошками земли, или сырую промёрзшую картофелину размером с орех,  и это возвращало их к жизни!
Не могу удержаться от цитирования. Добавлю только, что дело происходит  недалеко от Томска в исправительно-трудовом лагере зимой 1942-43 гг. 
"Наконец-то пришли. Слава Богу! Сил больше нет… Высокий частокол. Ворота. Нас впускают. Но что это? Впереди еще один частокол, увенчанный колючей проволокой, и запертые ворота. Так это еще не конец наших мучений?! Нет, это лишь начало, главное издевательство впереди. Первое, что поражает, — это темнота. Впрочем, справа какое-то продолговатое здание, окна которого слабо освещены.
Наверное, тут баня. А предбанник где? Раздеваемся. Свертываем и увязываем свои вещи дрожащими от холода пальцами. Пальцы ног сразу заломило от холода. Скорее! Где же тут баня?
— А ну заходи! Пошевеливайся!
Передо мной открытая дверь в какой-то сарайчик. Солдат меня подталкивает, и я ступаю через порог. Дверь захлопывается, и я натыкаюсь на чьи-то дрожащие голые тела.
Истерический женский шепот:
— Кто еще? Мужчина? Женщина?
Я совсем обалдела и ничего не понимаю. Где я? Это какой-то ящик полтора на полтора метра. Высокий, как труба. Без крыши. Над головой — небо с крупными, спокойными звездами. Под ногами — лед. Запах мочи и голых тел.
— У меня ноги больные. Я не выдержу… — вздыхает мужской голос.
Нет, это уже слишком! И издевательству должен быть какой-то предел! Так вот с чего начинается исправительный трудовой лагерь!
Теперь этому трудно поверить, но я, хоть и очень страдала от холода, еще мучительней переживала стыд от сознания, что меня, голую, затолкали в один ящик с голыми мужчинами. Но еще сильней я страдала от отвращения — оттого что под голыми ногами размораживались экскременты, а я не могла ступить в сторону из-за тесноты.
Вызывали по двое, по трое. И надо же было так случиться: я оказалась самой последней!
Наконец и до нас дошел черед. Гуськом, торопясь и оступаясь, проковыляли мы через двор. Причем по дороге я обтирала ноги об снег.
Мы вошли. Большая грязная комната. Посредине, под висячей керосиновой лампой, большой стол — серый, грязный, ничем не застеленный. За столом около десятка тюремщиков и пара женщин в военной форме. В дальнем конце стола груда вещей: одежда, рукавицы-шубенки, меховые вещи, свитер, меховая безрукавка, чемодан — одним словом, то, что получше. Высокая, растрепанная и неопрятная, немолодая уже женщина подымает с пола связку вещей.
— Чьи вещи?
Старичок выходит вперед.
— Эти вещи мои, — сказал он, закрывая руками срам.
— Назад! — рявкнул, вскакивая со стула, один из псарей.
Бедный старичок отскочил, подняв руки, чтобы заслонить лицо. И началась отвратительная процедура осмотра и прощупывания грязных лохмотьев. После этого вещь возвращалась владельцу, и тот торопливо ее одевал. Но не все вещи после осмотра возвращались. Жилет домашней вязки, теплое кашне, носки — то, что получше, женщина отбросила в дальнюю часть стола. Старичок дергался, вздрагивал, но горестно опускал голову: ведь мы бесправны, а грабители — наши хозяева. 
Бедная Кобылянская стояла, опустив голову, и если бы она не посинела от холода, то сгорела бы от стыда. На глазах у десятка мужчин тюремная надзирательница (или, как их тут называют, воспитательница) подымала одну за другой трусы, рубашку, полотенце, перепачканные засохшей кровью. Как благодарила я Бога за то, что с того самого дня, когда меня отправили в ссылку, у меня не стало месячных!
Последняя связка одежды и рюкзак положены на стол. «Ну, моими вещами вы не соблазнитесь», — думала я. Увы, я плохо знала своих новых хозяев! Когда все мои лохмотья были ощупаны, один из «воспитателей» пристально посмотрел на мой рюкзак и… бросил его в кучу награбленных вещей.
— Разрешите! — подняла я голос. — Мне и в тюрьме возвращали мешок для вещей.
— Р-р-разговор-р-ры! — зарычал он в ответ.
— Вы можете забрать завязку, а мешок — нет. Или, по меньшей мере, должны дать расписку.
Наверное, Валаам не так удивился, когда заговорила его ослица, ведь в старину к ослам, даже не говорящим человеческим голосом, относились с известным уважением, и после «чад и домочадцев» ослы и отчасти волы неоднократно упоминаются в Священном Писании. Но вслед за первым мгновением удивления у моих «воспитателей» глаза на лоб полезли, и я сообразила, что начинать знакомство с каждой новой тюрьмой с ее карцера явно не отвечает моим интересам.
Так лишилась я последней вещи, связывающей меня с моим прошлым… Прощай, мой верный рюкзак! «Английский», из добротного, непромокаемого материала, с такими хорошими пряжками и ремешками, сопровождавший меня в веселых походах на Карпаты, на берег родного моря; ты случайно спасся, когда меня выгнали из дому, потому что находился у Иры. Ты был со мною на всех этапах моего «крестного пути». И сейчас, глядя на тебя в последний раз, я поняла, что судьба преподала мне еще один урок: нет у нас такого обездоленного человека, которого нельзя было бы еще немного обездолить!"
Кстати, Е.Керсновская не просто описала всё пережитое, но и нарисовала замечательные, неповторимые и совершенно пронзительные рисунки.
P.S., написанный позже. 
А это - фрагмент из воспоминаний другого человека, Кродерса Гунара Робертовича, высланного ещё подростком со своей семьёй из Латвии туда же, на сибирский север, к Карскому морю. Он стал потом Почётным гражданином Норильска.
"А зима еще только наступила. Растущее чувство обреченности и усиливающиеся с каждым днем муки голода — все это опустошало и без того омертвевшие души ссыльных. "Страшная сила голода потрясает, коверкает, ломает, уничтожает человека",— снова цитирую "Жизнь и судьбу" В. Гроссмана, из всех книг самую, пожалуй, созвучную моим тяжелым воспоминаниям. Умерших уже не хоронили — не доставало ни досок, ни сил, ни воли. В просторном дощатом складе, сооруженном для так и не привезенных сюда рыболовных снастей, трупы складывали в штабеля. И лежали плечом к плечу заледеневшие латыши, немцы, финны, литовцы, украинцы. Дети, женщины, старики...  За что? За какие грехи, во имя какой такой высшей справедливости?"


О Д.Шостаковиче

При упоминании этого имени сразу представляешь, что речь пойдёт об очень серьёзной музыке, исключительно симфонической, хотя известно, что Шостакович писал и для кино, и песни, и для фортепиано и т.п. Но вот его совершенно прелестная сюита №2 для эстрадного оркестра! Бесподобные мелодии, и лёгкие, и глубокие одновременно, некоторые сразу окунают в атмосферу советских праздников,  например, Танец№1 часто звучал в праздничных концертах и по радио именно в такие дни. И такая добрая ностальгия нападает при слушании всей этой сюиты... 
    В этом видео её звучание начинается на 17-й минуте (точнее - 17.32), а заканчивается на 41-й.  Сначала звучит симфоническая фантазия М.Мусоргского "Ночь на Лысой горе", тоже совершенно замечательное произведение. Просто я не нашла другой записи всей сюиты полностью, везде только фрагменты. А потому - если есть желание, можно прослушать и Мусоргского, не пожалеете. А в завершение - Адажио Альфреда Шнитке, вещь изумительная по мелодизму своему, по любовному диалогу, который ведут инструменты, по какой-то запредельно нежной мелодии в оркестре, повторяющей мелодию диалога,  и... - невероятная, потрясающая концовка!
Странным образом исчезло видео и больше не скачивается. Вот ссылка, по которой можно посмотреть и послушать  эту бесподобную музыку. - https://www.youtube.com/watch?v=l1FYtkaXkVw


Хотя и не День космонавтики...
       Сегодня в передаче "Абсолютный слух" на канале "Культура" рассказывали историю песни "14 минут до старта". И такая напала на меня ностальгия по детству, которое пришлось как раз на конец 50-х-начало 60-х, такая тоска по той героической эпохе для нашей только-только возникшей космонавтике!  Мы же знали по именам всех космонавтов, пока их число не перевалило за несколько десятков, да и прочих знали тоже, ну, может, уже только по фамилиям. А песни какие слушали! И не только слушали, но и знали наизусть! Я не имею в виду сугубо детские, а те, которые пелись по единственной программе радио,   телевизор-то первый  появился в семье  намного позже. И была среди них как раз эта первая  песня  про космос - "14 минут до старта". 


Немного об Африке...
Вдруг открыла для себя композитора Сен-Санса. То есть, безусловно, я знала о таком всегда. Да и у многих на слуху знаменитый "Лебедь", особенно в балетном исполнении, "Карнавал животных", у тех, кто больше интересуется музыкой - ария Далилы из оперы "Самсон и Далила", тоже знаменитейшее произведение, ну и т.д. В курсе истории музыки в вузе мы как-то мало о Сен-Сансе говорили, и, конечно же, в основном о главных направлениях и жанрах его творчества, особо при этом не касаясь малых форм. И вот среди них-то обнаружились такие жемчужины! Например, фантазия для фортепиано с оркестром "Африка". 
    Камилл Сен-Санс (1835-1921) много путешествовал, в том числе и по Африке, и впечатления от неё отразил в нескольких произведениях, в том числе в вышеназванном. Лично меня эта музыка настолько захватила , что слушаю практически ежедневно. Произведение небольшое, около 12 минут. Не могу сказать, что мне рисуются какие-то картины во время слушания, скорее воспринимаю больше эмоционально. Хотя изобразительность вообще присуща музыке Сен-Санса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий