среда, 17 октября 2012 г.

К юбилею музыкальной школы: о первых выпускниках


          Волчанская детская музыкальная школа – это очень скромное маленькое здание по улице Угольной, 54. Но с ним, этим зданием, связано столько тёплых воспоминаний у тех, кто закончил школу в разные годы! Небольшой холл с доской объявлений, деревянная лестница, ведущая на второй этаж с изображениями природы на стенах, узкие коридоры обоих этажей украшают портреты композиторов. На втором этаже справа и слева от учительской – фотографии преподавателей и учеников, лауреатов и дипломантов различных конкурсов.
          Совсем маленькое здание, в стенах которого всегда звучит музыка – хоровая, инструментальная, вокальная… Музыка, которая входит в жизнь учеников и остаётся с ними навсегда, независимо от того, стали они профессиональными музыкантами или нет.
          Первый набор школа произвела в 1957 году и был он очень разномастным: это и дошкольники, и рабочие, и домохозяйки, и дети школьного возраста, и служащие, и люди почтенных лет… Первые  выпускники закончили школу в 1962 году и это были одни баянисты, только одна девочка – Базалей Юля – скрипачка. Кстати, среди баянистов-мальчиков – тоже одна девочка, Бучнева Валентина, получившая свидетельство об окончании школы  №2. В следующем, 1963-м году, выпускались уже не только баянисты, но и пианисты,  и один аккордеонист – Зигле Нелли. Полноценный курс обучения игре на фортепиано – 7-летний – завершили выпускники 1964 года, именно те, кто поступил в школу  в первый год её существования.
Т.И.Любинецкая с учениками
          Мне хочется написать о нескольких выпускниках школы из тех, самых первых её выпусков. Среди них, например, Любинецкая Татьяна Ивановна, закончившая школу на  «отлично». Переехав с родителями в Ялту, она поступила на теоретическое отделение Запорожского музыкального училища, из стен которого вышла в 1968г.  Она и поныне преподаёт сольфеджио и музыкальную литературу в ялтинской музыкальной школе им. А.А.Спендиарова. Очень любит свою работу, а ведь в детстве мечтала стать астрономом! Татьяна Ивановна вспоминает, что сильнейшим впечатлением для неё были сводные репетиции хора: «Мы пели, а душа моя взлетала и трепетала… Я даже помню песни из хорового репертуара: азербайджанская народная песня «Цыплята», песня «Дороги», «Горные вершины». От себя добавлю, что хоровое пение вообще мощнейший фактор воздействия на души людей, объединяющий, возвышающий и очищающий… «Я благодарна родной музыкальной школе за старт, который она дала в мою будущую профессию», - говорит Татьяна Ивановна.
О.Б.Коваленко в классе
хореографии
            Ольга Борисовна Корниенко (Коваленко) тоже поступила в школу в год её открытия. «Хорошо помню вступительные испытания, которые проходили в помещении бывшего ДК (на Первомайской улице). Приём детей вела Виктория Александровна Зайлер. Наверное, ещё кто-то из преподавателей, но её я запомнила лучше всех». После успешного окончания школы Оля Корниенко поступила в  музыкальное училище им. П.И.Чайковского в Свердловске. «Годы учёбы в школе – это счастливейшее время. Нас приобщали к музыкальному искусству, мы узнали о композиторах, исполнителях, бывали на концертах заезжих артистов… И всё это благодаря нашим дорогим преподавателям. Немцов В.В., Зайлер В.А., Дик А.П., Гребер В.А., Карасик М.Н., Леднёв В.Г. Они запомнились на всю жизнь! Были ещё учителя, которые работали с нами недолго, но всем им я благодарна». После окончания училища  Ольга Борисовна работала по распределению в Серовском педучилище, а после окончания муз.-пед. факультета СГПИ – в Каменск-Уральском муз.-пед. училище. Сейчас Ольга Борисовна – концертмейстер в детской школе искусств на отделении хореографии.
        Разумеется, далеко не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Да это и не главное – для этого есть специализированные музыкальные школы.  Но музыка помогает развитию личности любого человека, делает его душу чище, восприимчивее к красоте, делает его переживания более яркими и глубокими.
Н. А. Вершинина (Машенцева)
с внучкой
         В г.Кемерово живёт Наталья Алексеевна Вершинина (Машенцева). В ДМШ она начинала учиться в классе Майи Наумовны Карасик. Школу закончила с рекомендацией в музыкальное училище, но поступила в педагогический институт и стала учителем английского языка. «Память о школе светлая! Все педагоги относились к нам, как к своим детям… А с музыкой я не расстаюсь, и  моё старое пианино не скучает: теперь и внучка 9-летняя играет». Наталья Алексеевна вспоминает  забавную ситуацию, связанную с В.А.Зайлер: «Однажды захотелось блеснуть перед ребятами  своим «мастерством», и в перерыве в актовом зале (в старом здании) лихо продемонстрировала «Собачий вальс» в различных вариациях. Прервала моё выступление чья-то рука на плече и крик: «Вон отсюда!» Это была Виктория Александровна Зайлер. Через год обожаемая мною Майя Наумовна Карасик  уехала из городка и я с ужасом узнала, что я теперь ученица Виктории Александровны. Ну и перепугалась я! Оказалось, напрасно. Она была замечательным педагогом и необыкновенной женщиной».
Г.Мармилов и В.Сабиров - ученики ДМШ.
           Свидетельство об окончании Волчанской ДМШ №1 получил Геннадий Дмитриевич Мармилов. Это имя хорошо знакомо волчанцам и по его работе на разрезе, и по его активному участию в музыкальной жизни города. Геннадий – прекрасный баянист, постоянный участник художественной самодеятельности, выступал соло, аккомпанировал хорам и солистам, играл в оркестре народных инструментов. Его преподавателем был Афанасий Павлович Васнин: «Я хочу сказать о нём особые благодарственные слова. Это был замечательный душевный человек. Он был профессионалом своего дела, требовательным, отлично понимающим музыку, и требовал от своих учеников очень серьёзного  отношения к занятиям. Это был педагог от Бога. Мы старались его не огорчать».
 Геннадий Дмитриевич уже много лет живёт в Германии. Он и сейчас очень любит музыку, любит играть и импровизировать на любимом баяне.
В.Бучнева и А.Степанов - ученики ДМШ
         У А.П.Васнина училась и Валентина Андреевна Бучнева(Степанова), тоже сохранившая самые тёплые воспоминания об этом человеке: «Афанасий Павлович  относился ко мне по-отечески. Не помню, чтобы когда-нибудь повысил голос, хотя иногда, наверное, можно было. Требовательность у него сочеталась с огромным терпением». 
В.А.Бучнева, как и другие выпускники, с огромным трепетом говорит о  своих педагогах и об атмосфере, окружавшей детей  в школе: «Преподаватели наши были настоящими интеллигентами, они сделали нашу  жизнь богаче и мы им бесконечно благодарны.  В музыкальной школе царило какое-то особенное чувство благоговения, поэтому остались такие тёплые воспоминания… Я помню первый концерт музыкальной школы в Доме Культуры. Зал был переполнен. Хор исполнял песни под руководством директора В. Буровлева. Потом оркестр баянистов играл грузинскую народную песню «Сулико». Уж как мы там играли – не знаю, но таких аплодисментов от благодарных зрителей я не слышала».
      Валентина Андреевна тоже не стала профессиональным музыкантом. Она работала на хлопчато-бумажном комбинате инженером, потом экономистом. Сейчас является председателем Совета ветеранов. В свободное время берёт в руки баян, подаренный  коллегами по работе. Живя в крупном культурном центре – Новосибирске – часто бывает в оперном театре, посещает по абонементам симфонические концерты.
    Музыка осталась с ними навсегда. Для одних стала профессией, для других – просто неотъемлемой частью жизни, несмотря на другой профессиональный выбор. Музыкальная школа сделала их детство и дальнейшую жизнь эмоционально и нравственно богаче и ярче, и мне хотелось бы пожелать нынешним родителям не раздумывать о том, пригодится или нет их детям в  дальнейшем  начальное музыкальное образование, а просто приводить их в школу учиться игре на музыкальных инструментах, пению, пониманию музыки, а через неё – ЖИЗНИ.


  

1 комментарий:

  1. Да уж, как много хорошего там было :)
    Я думаю не меньше чем в большой школе а даже больше.
    Ведь времени было меньше на общение, но тем не менее.
    Доброго здоровья всем преподавателям бывшим и нынешним.
    Это лучшая музыкальная школа

    ОтветитьУдалить